план учебный на 2023-24. февраль pdf

Пояснение к учебному плану












Учебный план МБОУ ДО ЦДО разработан на основе:
Закон Федерации от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996 «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года».
Концепция развития дополнительного образования детей Российской Федерации до 2030
года. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.22 г. № 678-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»»
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”
Письмо Минобрнауки России от 16.11.2015 г. №09-3242 с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы).
Государственная программа Республики Бурятия «Развитие образования и науки»,
утвержденная Постановлением Республики Бурятия от 06.02.2013 № 49.
Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования «Центр дополнительного образования».
Учебный план составлен в соответствии с целями и задачами современного
дополнительного образования, неоспоримым преимуществом которого является гибкость,
разнообразие, доступность времени и пространства. Научно – педагогическими основами
учебного плана МБОУ ДО ЦДО являются: - полнота (обеспечение широты развития
личности, учёт социально – культурных потребностей); - целостность (достаточность
компонентов и их внутренняя взаимосвязь); - сбалансированность между циклами
предметов; - соответствие реальному времени; - осознанность направленности плана, его
сильных и слабых сторон.
Учебный план направлен на достижение цели учреждения и учитывает спрос на
дополнительные образовательные услуги. Его содержание определяется следующими
факторами: наличием в учреждении кадровых, программно-методических и материальнотехнических ресурсов по каждой направленности, недельной нагрузкой на учащихся по
конкретной программе дополнительного образования, количеством учащихся, желающих
заниматься в конкретных детских объединениях, числом групп по годам обучения у
педагога.
Учебный план Центра имеет необходимое кадровое, методическое, материальнотехническое обеспечение, отражает социальный заказ и потребности детей и родителей.
Учебный план составлен с целью развития мотивации личности к познанию и
творчеству, реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ в интересах личности, общества, государства.
При формировании учебного плана были учтены санитарно-гигиенические
требования к учреждениям дополнительного образования, в частности, рекомендуемый
режим занятий в объединениях, нормативы наполняемости групп на занятиях
(теоретических и практических, а также индивидуальных и групповых). Учебный план
направлен на удовлетворение потребностей детей и подростков, на реализацию права
обучающихся на качественное дополнительное образование и достижение ими
социальной компетентности.
Учебный план позволяет организовать в учреждении профилактическую работу с
детьми «группы риска», а также детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
В детские объединения Центра принимаются все желающие без предварительного
отбора, при планировании и проведении занятий педагоги учитывают особенности
развития обучающихся.
В своей работе педагогический коллектив Центра реализует принципы
государственной политики в области образования по следующим направлениям: создание

условий для творческого развития личности, соблюдение безопасных условий
организации занятий в детских объединениях, формирование и развитие универсальных
учебных действий у детей и подростков.
При составлении учебного плана центра учтены запросы и пожелания детей,
потребности семьи, других образовательных организаций, детских и юношеских
объединений, национально-культурные традиции, региональные особенности.
Учебный план регламентирует содержание деятельности Центра, реализацию
дополнительных общеобразовательных программ – дополнительные общеразвивающие
программы.
 Концепция развития дополнительного образования детей Российской Федерации до
2030 года. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.22 г. № 678-р) далее –
Концепция) на современном этапе содержание дополнительных образовательных
программ ориентировано на достижение следующих задач образовательного процесса:
 создание необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной
социализации и профессионального самоопределения;
 удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном развитии, научно-техническим творчеством;
 формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие
и поддержку талантливых обучающихся и обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов;
 организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у
детей общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской
ответственности;
 расширение возможности для использования в образовательном процессе культурного
и природного наследия народов России;
 формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни, укрепление здоровья
обучающихся;
 развитие коммуникативных и организаторских способностей обучающихся и их
лидерских качеств;
 профессиональную ориентацию обучающихся;
 социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
 формирование общей культуры обучающихся;
 обеспечение профилактики девиантного поведения обучающихся;
 взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей;
 создание новых мест для увеличения количества обучающихся в системе
дополнительного образования детей.
Образовательные программы основаны на следующих принципах: гуманизации;
демократизации; гармонизации личности и среды; дифференциации и индивидуализации;
сознательности;
доступности;
наглядности;
комплексности,
системности
и
последовательности; взаимодействия на нескольких уровнях, а именно: взаимодействие
между педагогом и обучающимся в процессе учебного занятия.
Основной целью учебного плана МБОУ ДО ЦДО является гармоничное развитие
личности обучающегося на основе свободного выбора образовательной области и
образовательных программ.
Для достижения данной цели в учебном плане Центра дополнительного
образования представлены образовательные программы по 5 направленностям.
Художественная направленность представлена образовательными программами:
«Школа рукоделия», «Рукотворушка», драматический кружок «Юный Будамшуу»,
«Умелые ручки», театральная студия «Смайл», «Художественная обработка древесины»,
изостудия «Семицветик», «Азбука ремесел», изостудия «Палитра», «Жар-птица», «Юная
рукодельница», «Юная рукодельница», хореографические объединения: «Анфас»,
«Корольки», «Забава», вокально-хоровая студия «Голос’ОК».
Дополнительные образовательные программы художественного направления
ориентированы на развитие общей и эстетической культуры обучающихся,
художественных способностей и склонностей в избранных видах искусства. В
зависимости от познавательных интересов и способностей обучающихся эти программы

служат формой организации свободного времени и формируют процесс творческого
самовыражения и общения детей и взрослых. Художественная направленность
реализуется по программам обучения со сроком реализации от 1 до 3-х лет.
Туристско-краеведческая
направленность
представлена
следующими
образовательными программами: «Высота», «Мы - туристы», «Спортивное
ориентирование», «Край, в котором я живу», «Родное наследие», «Русская старина»,
«Экстрим», «Следопыты», «К истокам нашим», «Юный музеевед», «Школьный
краеведческий музей», «Юный краевед», «Мой край родной», «Мой отчий дом».
Цель которого – дать знания об истории родного края, научить создавать и хранить
музейные экспонаты, сформировать у обучающихся знания, умения и навыки,
необходимые при работе в полевых условиях в туристко-краеведческой деятельности.
Срок реализации программ – 0т 1 до 5-ти лет.
Социально-гуманитарная
направленность
представлена
следующими
общеобразовательными программами: логопедический пункт «Говорушка», медиацентр
«Next».
Естественнонаучная направленность реализуется через деятельность детских
объединений юннатов, юных экологов, биологов, исследователей природы, формирует
экологическую культуру обучающихся, теоретический, прикладной, опытническоисследовательский характер. Представлена программами: «Школьное лесничество»,
«Эколята», «Лес и человек», «Юный эколог», «Экокласс».
Техническая направленность включает программы технического моделирования
и конструирования, направленные на расширение политехнического кругозора детей,
развитие конструкторских способностей, формирование навыков работы с различными
инструментами, проектирование моделей и конструкций, образцов техники. Это такие
программы, как «Аниматика», «Мультстудия», «Робототехника», «Объемное
моделирование 3D ручкой», объединение по авиамоделированию «Беркут».
Срок реализации программ: от 1 до 3 лет.














Особенности организации учебного процесса
Организация образовательного процесса в Центре характеризуется следующими
особенностями:
Занятия в Центре проводятся в свободное от основной учебы время.
Приём в центр осуществляется в течение всего учебного года на основе свободного выбора
детьми и их родителями (законными представителями) детско-юношеских объединений, с
предоставлением им возможности занятий в нескольких объединениях и их сменой в течение
всего года.
Зачисление в объединения Центра осуществляется на основании заявления учащегося (в
случае его несовершеннолетия заявления от его родителей (законных представителей).
Преимущественно очная форма обучения допускает сочетание с заочной формой в виде
элементов дистанционного обучения в период приостановки образовательной
деятельности учреждения посредством размещения методических материалов на сайте
Центра.
Обучающиеся имеют возможность удовлетворять свои интересы и сочетать различные
направления и формы занятия.
Образовательный процесс имеет развивающий характер, направлен на развитие
природных задатков, на реализацию интересов обучающихся, развитию у них общих,
специальных и творческих возможностей.
Организация образовательного процесса предполагает соответствие технике безопасности
и санитарным требованиям.
Предусматривается следующая форма организации учебных занятий: групповые,
индивидуальные занятия, малые группы (подгруппы). Индивидуальное обучение
осуществляется для детей – инвалидов по индивидуальным учебным планам, с учётом
особенностей их психофизического развития.
Занятия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами
могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных
группах.

 Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов,
инвалидов Центр организует образовательный процесс по дополнительным
общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития
указанных категорий обучающихся.
 Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть
увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с
заключением психолого-медико-педагогической комиссии – для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации – для детей-инвалидов и инвалидов.
 Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов,
инвалидов (количество обучающихся в таком случае, как правило, уменьшается в
пропорции 1 к 3)
 Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и
инвалидов в учебной группе в зависимости от диагноза может устанавливаться от 5 до 12
человек.
 Занятия в объединениях с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьмиинвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими учащимися,
так и в отдельных группах. С учащимися с ограниченными возможностями здоровья,
детьми-инвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа.
 Обучение по дополнительным общеобразовательным программам обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов осуществляется
Центром с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
 Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе
дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для
обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной
педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую
переподготовку.
 При реализации дополнительных общеобразовательных программ Центр может
организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для
совместного труда и (или) отдыха обучающихся родителей (законных представителей).
 В работе объединения при наличии условий и согласия руководителя объединения могут
участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные
представители) без включения в основной состав.
 Обучение в Центре по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам бесплатное.
 В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) при реализации дополнительных
общеобразовательных программ в центре используются различные образовательные
технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии.
 При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться
как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по
группам или индивидуально.
 Формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения
промежуточной аттестации обучающихся определяется в соответствии с дополнительными
общеобразовательными программами.
 Утвержденный перечень детских объединений Центра включает следующие виды: студия,
секция, ансамбль, группа, объединение, школа, клуб и другие. Все они в дальнейшем носят
общее название – учебная группа, которая является единицей для тарификации
педагогических работников Центра.
 Плановый численный состав учебных групп устанавливается по комплектованию с учетом
требований санитарных норм для образовательных учреждений.




















Изменение количества обучающихся в учебной группе в меньшую сторону разрешается
только по письменному согласованию с администрацией Центра и на основании актов
обследования рабочих мест.
Объем учебной нагрузки обучающихся, распределение учебного времени по годам обучения
представлены в дополнительных общеобразовательных программах и комплектовании.
В учебном плане отражаются и соблюдены основные требования и принципы организации
образовательного процесса Центра:
вариативность (право выбора обучающимися любых направлений деятельности);
преемственность, непрерывность и взаимообусловленность (этапов развития личности, ее
способностей, мотивов, видов деятельности, увеличение часов на группу по годам обучения,
уменьшение численности и особый режим организации обучения в творческих и спортивных
группах);
Рациональность (сбалансированность между составляющими частями, циклами, областями,
уровнями образовательного процесса и его организационными формами);
актуальность и перспективность (соответствие реальному времени, наличие резервов,
гибкость плана);
целостность и полнота (обеспечение широты развития личности, учебных потребностей
отдельного человека и социума).
принцип гуманизации, предполагающий такую организацию учебного процесса, при которой
создаются условия для самовыражения, самоопределения, саморазвития обучающихся и
предусматривается возможность разработки индивидуального образовательного маршрута
через введение консультативных часов и разработку специальных и факультативных
программ для творческих групп, спортивных команд, ансамблей и т.д.;
принцип учета возрастных психолого-физиологических особенностей предусматривает
особый подход к организации, выбору форм, технологий в соответствии с полом, возрастом,
состоянием здоровья и психологическим развитием обучающихся.
По каждой дополнительной образовательной программе разработаны календарнотематические планы, рассчитанные на несколько лет обучения с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей, а так же профиля объединения:
- для первого года обучения – до 2-х часов 2 раза в неделю;
- для 2-го и 3-го года обучения – до 2-х часов 2-3 раза в неделю.
Тематические планы составлены в соответствии с современными требованиями и
принятыми нормативами:
36 часов при занятиях по 1 часу 1 раз в неделю;
72 часа при занятиях по 2 часа 1 раз в неделю;
144 часа при занятиях по 2 часа 2 раза в неделю;
216 часов при занятиях по 2 часа 3 раза в неделю;
324 часа при занятиях по 3 часа 3 раза в неделю.
Количество часов, определенное учреждением на каждый курс в учебном плане,
предусматривает качественное освоение новых умений и навыков, обеспечивающих
достижение определенных результатов деятельности в каждом творческом объединении.
Начало занятий в Центре дополнительного образования не позднее 15 сентября и
заканчиваются не ранее 25 мая, продолжительность учебного года 36 учебных недель.
Обучающиеся занимаются по всем направлениям с понедельника по субботу с 9.00 до
20.00. В соответствии с Уставом и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
занятие длится в группах с детьми 4-6-летнего возраста – 30 минут, 7 лет и старше – 45
минут, с обязательным 10-минутным перерывом.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
МБОУДО «Центр дополнительного образования»
на 2023-2024 учебный год
Ф.И.О.

1

Снегирева Юлия Николаевна

Программа

год обучения

Естественнонаучная направленность
«Лес и человек»
1г.
2г.

Часов в
нед.

Кол-во
групп

Кол-во
детей

4
5

1
1

12
17

9

2

29

Рожицина Валентина
Геннадьевна

«Школьное
лесничество»

3 г.
2г.

4
5

1
1

13

9

2

38

3

Калашникова Евгения
Владимировна

«Эколята»

1г.

4,5

1

21

4,5

1

21

4

Голендухина Татьяна
Трофимовна

«Юный эколог»

2г.

6

1

20

6

1

20

3
6

2
2

37

18

4
10

9

1

19

9

1

19

6
6

2
1

48
25

18

3
5

73
92

6
4
4

1
2
1

14
24
15

18

4

53

4,5

1

20

4,5

1

20

3

2

20

6

2

20

6

3

58

18

3

58

3
3

1
1

10
11

6

2
12

4
3

3
2

54

18

5

89

2
4
6
6

1
1
1
1

16+

18

4

65

2

5

Варфоломеева Екатерина
Александровна
Количество программ

6
7

Безбородова Олеся
Александровна
Головачёва Юлия
Александровна
Количество программ

8

Бурлаков Евгений
Викторович

9

Межейникова Лилия
Валерьевна

10

11
12

Леонов Андрей
Владимирович
Васильева Ирина Сергеевна
Назарова Марина Сергеевна

Кол-во программ
13

14

«Экокласс»

1г.
3г.

5
Социально-гуманитарная направленность
«Говорушка»
1г.
Медиацентр «Next»

1г
2г

2
Техническая направленность
«Беркут»
3г.
2г
1г

«Объемное
моделирование 3D
ручкой»
«Робототехника»

«Аниматика»
Мультстудия

1г.

2г.

1г
1г
1г

5

Туристско-краеведческая направленность
Гнеушева Ульяна Семеновна
«Край, в котором я
2г
живу»
1г
Богомазов Сергей Павлович

«Экстрим»

1г
2г.
3г.
4г.

25

29

66
174

21
172
35

14
19
16

15

Коденёва Светлана
Кирилловна

16

Юрьева Евгения Викторовна

17

Теслев Николай Викторович

Гороховский Сергей
Николаевич
19 Токмакова Елена
Михайловна
21 Парфенова Ирина
Алексеевна
18

21

22

23

Спиридонова Мария
Григорьевна
Симонова Елена Анатольевна

Варфоломеева Елена
Александровна
Кол-во программ

24

Сажина Галина Ильинична

25

Добрынина Александра
Сергеевна

26

Мищенко
Анна Иосифовна

27

Ишкина
Светлана Иннокентьевна

28

Халмакшинова Ирина
Викторовна

29

Бимбаева
Саяна Сергеевна

30

Максимов Дмитрий
Сергеевич

31

Петров Сергей
Михайлович

32

Закревская Ольга Юрьевна

«Русская старина»
«Родное наследие»

1г.
1г.

«Спортивное
ориентирование»

5г.
3г.

4
5

1
1

18
21

9

2

39

9

1

14

9

1

28

18

2

42

6
3
3

1
1
1

11
19
11

«Высота»

5г.
2г.
3г

12

3

41

«Следопыты»

3г

6

1

15

6

1

15

«К истокам нашим»

2г

4,5

1

15

1

1

15

6
6
6

1
1
1

19
20

«Мы - туристы»

1г
1г
2г

20

18

3

59

Мой край родной

1г

5

1

11

Мой отчий дом

1г

4

1

18

9

2

29

Школьный
краеведческий музей
Юный музеевед

1г

4

1

15

1г

5

1

15

9

2

30

Юный краевед

1г

6

1

20

6

1
26

6

1

20

6

1

20

2
4
6

1
1
2

8

18

4

60

4
4

1
1

26
9

8

2

35

3
6

1
1

7
20

9

2

27

6

1

20

6

1

20

6

1

20

6

1

20

4
2

4
1

58
10

14
Художественная направленность
«Школа рукоделия»
2г
«Корольки»

1г.
2г
3г.

20
444

11
41

«Рукотворушка»

1г
2г.

Детский ансамбль
танца «Забава»

1г.
4г.

Драматичекий кружок
«Юный Будамшуу»

1г

«Умелые руки»

1г

Театральная студия
«Смайл»

2г
1г.

18

5

68

«Художественная
обработка древесины»

1г.

4

1

14

2г.
2г

4
2

3
1

39

18

5

63

4

1

24

Вокально-хоровая

1г.

10

33

Севостьянова Светлана
Ивановна

34

Евсеева Татьяна Геннадьевна

35

Тагарова
Баярма Гындыжаповна

36

37
38

Богомазова Татьяна
Васильевна
Осеева Елена Михайловна
Гуслякова Людмила
Прокопьевна

студия «Голос’ОК»

1г.

Изостудия
«Семицветик»
дошкольн
Изостудия
«Семицветик»

1г.
1г

«Азбука ремёсел»

1г.
2г.

изостудия
«Палитра»

2г.
3г.

«Жар-птица»

1г
2г

«Юная рукодельница»

1г

«Анфас»

1г
2г
3г

5

1

11

9

2

35

2

3

40

4

3

30

18

6

70

4
5

2
2

30
30

18

4

60

5
4

1
1

14

9

2

26

4
6

3
1

46
24

18

4

70

4,5

1

15

4,5

1

15

4
4
6

1
2
1

13
38
11

18

62
651

1533

Кол-во программ

16

4
44

Итого программ

42

97

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».