самообследование цдо 2023г

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ»

МУНИЦПАЛЬНА БЮДЖЕТНЭ
hУРАЛСАЛАЙ БАЙГУУЛГА НЭМЭРИИН
ЭРДЭМ «НЭМЭРИИН ЭРДЭМЭЙ ТУБ»

Доржиева ул, д.28, Мухоршибирский район, Республика Бурятия, 671340.
Тел.: 8 (30143) 21-292, E-mail: mou.sdod@mail.ru

УТВЕРЖДЕНО:
Приказ от «18» апреля 2024г № 25

ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБСЛЕДОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ЗА 2023г

Место нахождения:
Юридический адрес: 671340, Республика Бурятия, Мухоршибирский район, с.
Мухоршибирь, ул. Доржиева, д. 28
Фактический адрес: 671340, Республика Бурятия, Мухоршибирский район, с.
Мухоршибирь, ул. Доржиева, д. 28
Телефон: 8(30143)21-292, электронный адрес: mou.sdod@mail.ru, официальный
сайт: https://do-tsd.buryatschool.ru/
ФИО директор: Хохлова Елена Александровна
ФИО заместителя директора по учебно-воспитательной работе: Телешева
Олеся Александровна

ВВЕДЕНИЕ
Самообследование МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» по
итогам 2020 года проводилось в соответствии с нормативными документами:

Пунктом 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012г.
№273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Порядком проведения самообследования образовательной организации,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 14 июня 2013 г. №462;

Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013г. №582 «Об
утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и
обновлении информации об образовательной организации»;

Приказом Минобрнауки РФ от 14.06.2013г. №462 «Об утверждении порядка
проведения самообследования образовательной организации»;

Приказом Минобрнауки РФ от 10.12.2013г. №1324 «Об утверждении
показателейдеятельности организации, подлежащей самообследованию»;

Приказом Минобрнауки РФ от 14.12.2017г. №1218 «О внесении изменений
в порядок проведения самообследования образовательной организации,
утвержденный приказом Министерства образования и науки РоссийскойФедерации
от 14 июня 2013 г. №462»;

Письмом Минобрнауки РФ от 28.10.2010г. №12-312 «О подготовке
публичных докладов»;

Письмом Минобрнауки РФ от 03.04.2015г. №АП-512/02 «О направлении
методических рекомендаций по НОКО»;

Положением о самообследовании МБОУ ДО ЦДО, утвержденным приказом
от 22 февраля 2020г. № 10.
Самообследование проводится с целью обеспечения доступности и
открытости информации о деятельности МБОУ ДО «Центр дополнительного
образования».
Задачами самообследования являются:

Оценка образовательной деятельности образовательной организации, в том
числе системы управления, содержания и качества подготовки обучающихся,
организации образовательной деятельности, качество кадрового, учебнометодического, материально-технической базы, функционирования внутренней
системы оценки качества образования МБОУ ДО ЦДО;

Анализ показателей деятельности, установленных федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфереобразования.

При проведении самообследования могут быть использованы результаты
мониторинга внутренней системы оценки качества образования.
По итогам самообследования МБОУ ДО ЦДО:

выявляет уровень соответствия образовательной деятельности требованиям
законодательства, в том числе позитивные и негативные тенденции в объектах
оценивания;

определяет резервы развития МБОУ ДО ЦДО и причины отклонений
объектов самообследования, в том числе составляет прогнозы изменений в объектах
самообследования;

корректирует систему внутренней оценки качества образования с учетом
использованных в процессе самообследования методик, способов оценки и
выявленных недостатков объектов самооценки;

принимает меры по коррекции тенденций образовательной деятельности и
при необходимости вносит изменения во внутреннюю систему оценки качества
образования.
1.

Общие сведения
бюджетное учреждение

Тип: муниципальное
дополнительного
образования.
Вид: Центр дополнительного образования.
Учредитель:
Управление образования муниципального образования
«Мухоршибирский район».
Организационно-правовая форма: бюджетное учреждение.
Место нахождения:
671340, Республика Бурятия, Мухоршибирский
район, с. Мухоршибирь, ул. Доржиева, 28.
E-mail: mou.sdod@mail.ru.
Официальный сайт: https://do-tsd.buryatschool.ru/
Структурные подразделения: нет.
Стипендия и иные виды материальной поддержки обучающихся: не
предоставляются.
Язык образования: русский.
Форма обучения: очная.
Участниками образовательного процесса МБОУ ДО «Центр дополнительного
образования» являются обучающиеся, педагоги дополнительного образования,
родители (законные представители) несовершеннолетних детей.
МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» в своей деятельности
руководствуется Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации", законодательными и нормативными актами
Министерства образования и науки Российской Федерации, Трудовым Кодексом
Российской Федерации, Конвенцией ООН «О правах ребенка», Указами Президента
Российской Федерации, решениями Правительства

Российской Федерации, правилами и нормами охраны труда и техники безопасности
и противопожарной защиты, Уставом и локальными актами МБОУ ДО «Центр
дополнительного образования».
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
учреждения дополнительного образования
Документ

Состояние, характеристика
документа

Действующий,
утвержден
Управлением образования МО
«Мухоршибирский
район» от 14.09.2016 г. № 216
Лицензия на осуществление
Лицензия №3073 бланк03Л01
образовательной
№0001704
деятельности по
предоставлена на основании
образовательнымпрограммам решения приказа
Министерства образования и
науки Республики Бурятия от
04.05.2018г №870
Основная образовательная
Принята на заседании
программа МБОУ ДО ЦДО на Педагогического совета
2023-2026 гг
МБОУ ДО ЦДО от
31.08.2023г Протокол №1 и
утверждена директором
МБОУ ДО ЦДО от
31.08.2023г
Утвержден директоромМБОУ
Учебный план
ДО ЦДО от
01.03.2023г.
15.09.2023г.
Утверждено директором
Штатное расписание
МБОУ ДО ЦДО от
01.01.2023г
Утвержден директоромМБОУ
Тарификационный список
ДО ЦДО
От 01.01.2023г.
От 01.05.2023г.
От 01.09.2023г.
От 20.09.2023г.
От 04.09.2023г.
От 07.09.2023г.
Устав

Должностные инструкции
работников учреждения

Приказ от 09.02.2016 №5А

Правила поведения
обучающихся МБОУ ДО
ЦДО

Приказ от 04.03.2019г. №10а

Примечание

Правила
трудового
работников

внутреннего В наличии, согласован
распорядка председателем профкома
МБОУ ДО ЦДО 31.08.2023г
и утвержден директором
МБОУ ДО ЦДО 31.08.2023г

Коллективный договор
МБОУ ДО ЦДО на 20212024гг

Зарегистрирован в органе по
труду – Администрации
муниципального образования
«Мухоршибирский район» от
25.01.2021г №766

Расписание учебных занятий

Утверждено директором
МБОУ ДО ЦДО от
15.09.2023г.

Основным нормативно-правовым документом Центра дополнительного
образования является Устав, в соответствии с которым ЦДО осуществляет в
порядке,
установленном
законодательством
Российской
Федерации,
образовательную деятельность в области дополнительного образования.
Сфера применения локальных актов регламентирует:
 управление образовательным учреждением;
 организационные аспекты деятельности образовательного учреждения;
 организацию особенностей образовательного и учебно-воспитательного
процессов;
 оценку и учет образовательных достижений обучающихся;
 права, обязанности, меры социальной поддержки обучающихся;
 права, обязанности и ответственность работников учреждения;
 образовательные отношения;
 права участников образовательного процесса, обеспечение доступности
получения образования и его вариативности;
 открытость и доступность информации о деятельности учреждения права
участников образовательного процесса.
Важным нормативным документом, устанавливающим гарантию трудовых
прав и свобод работников и обучающихся, создание для них благоприятных условий
труда являются Коллективный договор МБОУ ДО ЦДО на 2021-2024 гг. и Правила
внутреннего трудового распорядка работников, соответствующие Трудовому
Кодексу РФ и учитывающие специфику функционирования ЦДО.
Взаимоотношения
между
участниками
образовательного
процесса
регламентируются Уставом и договорами с родителями (законными
представителями)
несовершеннолетних
детей,
определяющими
уровень
получаемого образования, сроки обучения и другие условия.
Выводы:
МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» располагает необходимыми
организационно-правовыми документами на ведение образовательной деятельности,
реальные условия которой соответствуют требованиям, содержащимся в них.
Система управления

Управление МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» осуществляется
в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами
и Уставом учреждения.
В структуру управления МБОУ ДО «Центр дополнительного образования»
входят:
Учредитель – утверждает Устав и внесение в него изменений, принимает
решения о создании, реорганизации и ликвидации учреждения, а также об
изменении его типа.
Директор – является единоличным исполнительным органом учреждения,
осуществляет текущее руководство деятельностью учреждения, выполняет общее
руководство всеми направлениями деятельности учреждения в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Уставом учреждения, самостоятельно
решает все вопросы деятельности, не относящиеся к компетенции коллегиальных
органов.
Сферой компетенции директора является управление учебно- методической,
административной, финансовой и хозяйственной деятельностью и осуществление
контроля над ними; утверждение структуры учреждения и штатного расписания,
графиков работы и расписания занятий; распределение обязанностей между
работниками, утверждение должностных инструкций, распределение учебной
нагрузки.
Заместители директора по учебно-воспитательной работе – организуют
образовательный процесс и осуществляют контроль за ним, курируют вопросы
совершенствования и развития содержания образования.
Административно-управленческий персонал учреждения
ФИО
Должность
Образование
Хохлова Елена
директор
высшее
Александровна
Безбородова Олеся
заместитель директора
высшее
по учебно-воспитательной
Александровна
работе
Координационную деятельность педагогического коллектива осуществляет
Педагогический совет и Методический совет.
Администрация учреждения активно сотрудничает с профсоюзной
организацией МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» (председатель
профкома Коноферчук Елена Сергеевна, педагог - организатор).
Педагогический состав формируется в соответствии со штатным расписанием.
ЦДО работает по согласованному и утверждѐнному плану работы на учебный год.
Выводы: в целом структура и система управления достаточны и эффективны
для обеспечения выполнения функций Учреждения в сфере дополнительного
образования детей и взрослых в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации.
Собственная нормативная и организационно-распорядительная документация

соответствует действующему законодательству РФ.
Анализ образовательного процесса
Организация образовательного процесса
МБОУ
ДО
«Центр
дополнительного
образования»
осуществлял
образовательный процесс в соответствии с образовательной программой МБОУ ДО
«Центр
дополнительного
образования»,
санитарно-эпидемиологическими
требованиями к содержанию и организации режима работы образовательных
организаций
дополнительного
образования,
дополнительными
общеразвивающими программами, разрабатываемыми педагогами и утверждѐнными
Учреждением самостоятельно.
Предоставление образовательных услуг осуществляется на основе работы
бесплатных детских объединений. Центр имеет государственную лицензию на
оказание образовательных услуг. Занятия ведутся на базе 19-ти образовательных
учреждений района: 17 школ и 2 дошкольныхобразовательных учреждения.
В Центре в 2023 году успешно реализованы 42 общеразвивающие
образовательные программы дополнительного образования в 38 объединениях.
2.

Направленность
Техническая
Естественнонаучная

2019
119
155

2020
132
166

2021
130
170

2022
236
140

2023
172
174

Туристско-краеведческая

246

328

321

353

444

Спортивная

24

30

0

0

0

Художественная

345

526

531

740

651

Социально-гуманитарная

78

128

180

115

92

Всего

967

1310

1332

1584

1533

В учебном году дополнительным образованием было охвачено 1533 ребенка,
наблюдается незначительное уменьшение охвата обучающихся по сравнению с
2022г. на 51 ребенка, что связано с изменениями в образовательных программах
(увеличение количества часов на 1 группу). Но стоит отметить, что государственное
муниципальное задание выполнено на 100% и более.
В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» продолжают свою
работу объединения социально-гуманитарной направленности медиастудия «Next» и
туристско - краеведческой направленности «Высота». Так, в ходе реализации
проекта обучающиеся Центра дополнительного образования приняли участие в
Республиканских соревнованиях по технике водного туризма и заняли призовое 2
место. Кроме этого, по проекту прошли также еще программы художественной
направленности - театральная студия «Смайл» и программа декоративноприкладного творчества «Жар-птица», а также программа естественнонаучной
направленности «Эко-класс», которые начали свою работу с второй половины 2023
календарного года (2023-2024 учебного года).
Организация образовательного процесса (в том числе начало и окончание
учебного года, продолжительность каникул) регламентируется:
 годовым календарным учебным планом;

 учебно-тематическими планами дополнительных общеразвивающих
программ;
 расписанием занятий.
Перевод обучающихся на следующий год обучения осуществляется приказом
директора учреждения на основании решения педагогическогосовета.
Учебно-тематический план является основным документом, отвечающим всем
требованиям для выполнения образовательных программ и требований к качеству
обучения и воспитанию обучающихся.
Участниками образовательного процесса в учреждении являются
обучающиеся, педагогические работники, родители (законные представители)
обучающихся.
В 2023 году было открыто 97 учебных групп, образовательная деятельность
осуществлялась по 5 направленностям:
№
Направленность образовательных программ
Количество
групп
1
2
3
4
5

Естественнонаучная
Социально-гуманитарная
Техническая
Художественная
Туристско-краеведческая
Всего

10
5
12
44
26
97

Образовательная деятельность по дополнительным общеразвивающим
программам была направлена на:
 формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
 удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в
интеллектуальном, художественном, нравственном и творческом развитии, а также в
занятиях физической культурой;
 формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепления здоровья обучающихся;
 выявление, развития и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
 профессиональную ориентацию обучающихся;
 социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
 формирование общей культуры обучающихся.
Основными
показателями
результативности
образовательной
деятельности МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» являются:
полнота реализации дополнительных общеразвивающих программ;
уровень достижений обучающихся.
Воспитательно-образовательным процессом в МБОУ ДО «Центр
дополнительного образования» охвачено 1212 обучающихся (физ. лиц) из них 48%
(581 чел) - мальчики, 52% (631 чел) - девочки.
Художественное
направление
представлено
образовательными программами: «Школа рукоделия», «Умелые руки», детский

ансамбль танца «Забава», хореографическая группа «Корольки», хореографическое
объединении «Анфас», драматичекий кружок «Юный Будамшуу», «Азбука
ремесел», «Художественная обработка древесины», «Театральная студия «Смайл»,
«Рукотоворушка», изостудия «Палитра», «Кудесники», «Юная рукодельница»,
вокально-хоровая студия «Голос’ОК»,изостудия «Семицветик», «Жар-птица».
«Цель направления: содействие развитию творческой и познавательной
активности обучающихся.
Задачи направления:
изучение декоративно-прикладного, изобразительного, танцевального,
театрального искусства;
отработка умения самостоятельно систематизировать и использовать
материал по народному искусству для творческой работы;
Дополнительные образовательные программы художественного направления
ориентированы на развитие общей и эстетической культуры обучающихся,
художественных способностей и склонностей в избранных видах искусства. В
зависимости от познавательных интересов и способностей обучающихся эти
программы служат формой организации свободного времени и формируют процесс
творческого самовыражения и общения детей и взрослых. Художественноэстетическая направленность реализуется по программам обучения со сроком
реализации от 1 до 3-х лет.
Туристско-краеведческое
направление
представлено
следующими
образовательными программами: «Высота», «Мы туристы», «Спортивное
ориентирование», «Следопыты», «Родное наследие», «Русская старина»,
«Экстрим», «К истокам нашим», «Край, в котором я живу», «Мой край родной»,
«Мой отчий дом», «Школьный краеведческий музей», «Юный музеевед», «Юный
краевед».
Цель которого – дать знания об истории родного края, научить создавать и
хранить музейные экспонаты, сформировать у обучающихся знания, умения и
навыки, необходимые при работе в полевых условиях в туристко- краеведческой
деятельности.
Задачами является:
- формирование чувства любви и уважения к своей малой родине;
- воспитание патриотизма средствами краеведения;
- научить сохранить и укрепить своѐ здоровье
- подготовить школьников к жизни через практическую деятельность и туризм
- расширение кругозора воспитанников;
воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры.
Срок реализации программ – 0т 1 до 5-ти лет.
Социально-гуманитарное направление представлено объединениями
медиацентр «Next», где ребята изучают работу с фотоаппаратом и видеокамерой,
основы фото и видеосъемки, монтаж и составление презентаций,
создают
собственные видеоролики, а также работают в программе «Photoshop», где создают
анимации, обрабатывают видео и фото материалы; логопедический пункт
«Говорушка».

Естественнонаучное направление реализуется через деятельность детских
объединений юннатов, юных экологов, биологов, исследователей природы,
формирует экологическую культуру обучающихся, теоретический, прикладной,
опытническо-исследовательский характер. Представлена программами: «Лес и
человек», «Экокласс», «Эколята», «Школьное лесничество», «Юный эколог».
Техническая
направленность
включает
программы
технического
моделирования и конструирования, направленные на расширение политехнического
кругозора детей, развитие конструкторских способностей, формирование навыков
работы с различными инструментами, проектирование моделей и конструкций,
образцов техники. Это такие программы, как «Робототехника», «Объемное
моделирование 3D- ручкой», «Беркут» (авиамоделирование), «Аниматика» и
«Мульстудия».
Основная особенность учебного плана и образовательных программ вариативность и подвижность. Каждая образовательная программа рассматривается
на основе права обучающегося на индивидуальный образовательный маршрут и на
адаптацию личных запросов обучающихся и егообразовательных потребностей.
Объем педагогических часов, минимальная наполняемость в группах
определены на основе Нормативных показателей организации образовательного
процесса МБОУ ДО ЦДО, дополнительных образовательных программ.
По каждой дополнительной образовательной программе разработаны
календарно-тематические планы, рассчитанные на несколько лет обучения с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей, а так же профиля объединения:
для первого года обучения – до 2-х часов 2 раза в неделю;
для 2-го и 3-го года обучения – до 2-х часов 2-3 раза в неделю.
Тематические планы составлены в соответствии с современными
требованиями и принятыми нормативами:

36 часов при занятиях по 1 часу 1 раз в неделю;

72 часа при занятиях по 2 часа 1 раз в неделю;

144 часа при занятиях по 2 часа 2 раза в неделю;

216 часов при занятиях по 2 часа 3 раза в неделю;

324 часа при занятиях по 3 часа 3 раза в неделю.
Количество часов, определенное учреждением на каждый курс в учебном
плане, предусматривает качественное освоение новых умений и навыков,
обеспечивающих достижение определенных результатов деятельности в каждом
творческом объединении.
Начало занятий в Центре дополнительного образования не позднее 15 сентября
и заканчиваются не ранее 25 мая, продолжительность учебного года 36 учебных
недель. Обучающиеся занимаются по всем направлениям с понедельника по субботу
с 8.00 до 20.00. В соответствии с Уставом и санитарно-эпидемиологических правил
и нормативов занятие длится в группах с детьми 4-6-летнего возраста - 30 минут, 7
лет и старше - 45 минут, с обязательным 10-минутным перерывом.
Возрастной состав обучающихся
Направление
Техническое

3-7 лет
7

8-10 лет
97

11-15 лет
66

16-17 лет
2

Туристско-краеведческое
Социально-гуманитарное
Художественное
Естественнонаучное
Итого

40
14
96
14
171

121
29
274
36
557

242
48
270
124
750

41
1
11
55

Выводы: Организация образовательного процесса соответствует требованиям
действующих нормативно-правовых документов.
Наибольшее количество обучающихся - дети младшего и среднего школьного
возраста, что связано с заинтересованностью родителей (законных представителей)
несовершеннолетних детей в дополнительном образовании.
Самые востребованные направления:
- художественное (охват обучающихся 43% от общего количества
обучающихся);
- туристско-краеведческое (охват обучающихся 29% от общего количества
обучающихся).
Методическая и исследовательская деятельность
Организация методической работы в учреждении строится в соответствии с
планом работы на текущий учебный год, на основании анализа методической работы
за предыдущий год с целью эффективного решения выявленных проблем.
Результативность методической работы оценивается и по уровню участия
педагогических работников в выставках и конкурсах профессионального мастерства.
Участие педагогов и обучающихся в выставках, конкурсах различного уровня:
- - в ХХVII Республиканском туристском слете работников образовательных
организаций команда педагогов заняла 2 место;
- 2 место коллектив ЦДО занял в Профсоюзном фестивале работников
образования Мухоршибирского района «Педагогическая весна - 2023»,
посвященного памяти Цыбикмитова З. Л., отличника народного просвещения РФ в
номинации «Танец»;
- 2 место коллектив ЦДО занял в Профсоюзном фестивале работников
образования Мухоршибирского района «Педагогическая весна - 2023»,
посвященного памяти Цыбикмитова З. Л., отличника народного просвещения РФ в
номинации «Ансамблевое пение»;
- 3 место коллектив ЦДО занял в Профсоюзном фестивале работников
образования Мухоршибирского района «Педагогическая весна - 2023»,
посвященного памяти Цыбикмитова З. Л., отличника народного просвещения РФ в
номинации «Золотой голос»;
- 2,3 места в Республиканских соревнованиях по спортивному
ориентированию на лыжах среди женщин у педагога дополнительного образования,
руководителя объединения «Спортивное ориентирование» Юрьевой Е. В., а также 1
места в эапах Кубка Бурятии по спортивному ориентированию.
Все педагоги учреждения отмечены сертификатами, дипломами и
благодарственными письмами за подготовку обучающихся к конкурсным
мероприятиям различного уровня;

Кроме этого, педагоги ЦДО стали участниками Международной научной –
практической конференции «Трансформация регионального образовательного
пространства в современных социально - политических условиях», посвященной
памяти профессора, доктора педагогических наук Сергея Намсараева, которая была
организована на базе Бурятского государственного университета в г. Улан-Удэ. В
ходе конференции работала выставка изделий народных промыслов участников
российского портала «Страна мастеров», где были представлены различные мастерклассы. Педагоги ЦДО представили мастер-класс по ковроткачеству.
В 2023 г. Центром дополнительного образования было разработано и
реализовано Положение районного конкурса детско-юношеских патриотических
объединений «Юные защитники Отечества», посвященного году Национального
единства и народного подвига в Мухоршибирском районе, по итогам которого были
выявлены самые лучшие объединения по патриотическому воспитанию. В конкурсе
приняли участие 16 образовательных организаций района: Барская ООШ, Бомская
СОШ, Гашейская СОШ, Калиновская СОШ, Кусотинская СОШ, Мухоршибирская
СОШ №2, Никольская СОШ, Новозаганская СОШ, Подлопатинская СОШ, СаганНурская СОШ, Тугнуйская СОШ, Харашибирская СОШ, Хонхолойская СОШ,
Хошун-Узурская СОШ, Цолгинская СОШ, Шаралдайская СОШ.
По итогам призовые места заняли:
1 место – МБОУ «Новозаганская СОШ»
2 место – МБОУ «Хонхолойская СОШ»
3 место – МБОУ «Тугнуйская СОШ».
Общий охват участников составил 5967 участников.
Данное было мероприятие направлено на: увеличение численности детей в
объединениях военно-патриотической направленности; увеличение охвата детей
мероприятиями патриотической направленности; совершенствование работы по
подготовке обучающихся старших классов к службе в армии; повышение степени
готовности к выполнению обязанностей по защите Отечества.
При всех положительных моментах в работе Центра дополнительного
образования есть и ряд проблем, которые необходимо решать на муниципальном, а
возможно, и на республиканском уровне.
Повышение охвата детей программами дополнительного образования – одна
из ключевых задач российской образовательной политики последнего десятилетия.
Охват дополнительным образованием за последние годы заметно вырос, чтобы
сохранить эту тенденцию Центру дополнительного образования необходимо
расширение штатного расписания в численности педагогических работников.
Отсюда вытекает следующая проблема – нехватка учебных площадей на базе самого
Центра.
Перспективы развития ЦДО на 2024 г:
- Продолжить работу педагогов в проектной деятельности в рамках
федерального проекта «Успех каждого ребенка»;
- Продолжить работу по военно-патриотическому воспитанию: на увеличение
численности детей в объединениях военно-патриотической направленности;

увеличение охвата детей мероприятиями патриотической направленности;
совершенствование работы по подготовке обучающихся старших классов к службе в
армии; повышение степени готовности к выполнению обязанностей по защите
Отечества.
Выводы: показатели свидетельствуют о стабильном развитии инновационной
деятельности в учреждении, о профессиональном, конкурентоспособном,
творческом коллективе.
Организация воспитательной работы
Вся воспитательная работа строиться на основе сотрудничества детей, их
родителей и педагогов дополнительного образования. Все мероприятия являлись
звеньями в цепи процесса создания личностно-ориентированной образовательной и
воспитательной среды. Эта работа была направлена на достижение воспитательных
целей, на выполнение заявленных задач и на повышение эффективности учебновоспитательного процесса в целом. Работа была направлена на выявление и развитие
способностей у обучающихся, формирование духовно-нравственной, физически
здоровой, творчески мыслящей личности.
Всего было подготовлено и проведено 40 мероприятий разной
направленности, включая и внеплановые.
В работе были использованы различные формы воспитательной работы, а
именно: дистанционные игры, конкурсы, марафоны, онлайн - акции, спортивные
семейные праздники, коллективные творческие дела, фото-челленджи.
За 2023 год было подготовлено и проведено 40 мероприятий. По итогам всех
мероприятий было охвачено 4417 детей Мухоршибирского района.
№
1
2
3
4
5
6

7
8

Мероприятия
ЯНВАРЬ
Волшебные новогодние гадания
«Зимние забавы»
Новогодний марафон «Каникулы с пользой»
Познавательная игровая программа для детей, посвященная святкам –
традиционному народному празднику
Районный конкурс детских рисунков «Рождественская сказка»
Патриотическая акция «Знамя Победы». Передача копии Знамени Победы
Тарбагатайскому району
ФЕВРАЛЬ
Краеведческий конкурс «Сагаалган-2023»
Районный конкурс «Патриоты России»

9 Районная акция «Письмо защитнику Отечества»
10 Конкурсно-игровая программа «А, ну-ка, мальчики!»
МАРТ
11 Широкая масленица
12 Районный этап Всероссиского конкурса юных чтецов «Живая классика»
13 Первенство Мухоршибирского района по спортивному туризму
14 Районная военно-спортивная игра «Зарница»
15 Районный конкурс «У моей России длинные косички»
16 Игровая программа для девочек «Классные девчонки»
АПРЕЛЬ
17
18 Игровая программа к празднику Пасхи
19 Районный конкурс-фестиваль «Пасхальный перезвон»

Охват детей
68
38
160
63
221
102

42
76
68
24
128
52
41
88
7
30

50
192

20 Районная природоохранная акция Защитим лес от пожаров
21 Районный конкурс «Георгиевская ленточка – символ Победы»
22 Смотр –конкурс творческих объединений хореографического направления
МБОУ ДО ЦДО «Танцуй, танцуй»
МАЙ
23 Квест – игра «Путь к Победе»
24 Интеллектуальная игра, посвященная Победе в ВОВ «История, которую
должен знать каждый»
25 «Сад памяти» Всероссийская акция
26 Районное первенство по технике пешеходного туризма
27 Открытое первенство МО «Мухоршибирский район» по спортивному
ориентированию
ИЮНЬ
28 Праздник, посвященный Дню защиты детей (игровая, праздничная
программа)

158
33
52

43
30
190
58
152

191

СЕНТЯБРЬ
29 Районные туристские соревнования школьников «Закрытие
туристического сезона »

86

30 День открытых дверей «Открытие творческого сезона дополнительного
образования»

105

31 Районный конкурс «День урожая»

18

32 Районный конкурс «Цветами улыбается земля»

29

ОКТЯБРЬ
33 Открытое первенство Мухоршибирского района по спортивному
ориентированию

87

34 Посвящение в кружковцы

120
НОЯБРЬ

35 Акция «Зимующим птицам - нашу заботу»
36 Районный конкурс чтецов

190
28

37 Районный конкурс «Парад отцов и сыновей», посвященный празднику
День отца

17

Районный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья», посвященный Дню 42
матери
ДЕКАБРЬ
38 Новогодние детские театрализованные представления

1236

39 Районный конкурс «Сувениры Бурятии»

88

40 Районный этап Всероссийского конкурса «Моя малая Родина: природа,
культура, этнос»
ИТОГО:
40 мероприятий

14
4417

В 2023 году для детей, состоящих на профилактическом учете относящихся к
категории несовершеннолетних признанных в СОП, а также из семей СОП были
проведены внутренние мероприятия, где было привлечено более 50 ребят.
Также педагогами МБОУ ДО Центра дополнительного образования были
вовлечены в объединения и кружки 19 детей, состоящих на профилактическом
учете.
МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» как социальный институт
выстраивает партнерские отношения на разных уровнях:

 как партнеры внутри системы образования (общеобразовательные школы и
детские сады района);
 как партнеры системы культуры (библиотеки, дома культуры района, детские
школы искусств);
 как партнер общественных, коммерческих, государственных организации
(отдел Молодежи, ФК и спорта, ГБУЗ «Мухоршибирская ЦРБ», Совет ветеранов
МВД, ДЮСШ и др.)
Результат социального партнѐрства - создание благоприятных условий для
самореализации и социализации обучающихся путем взаимодействия и
сотрудничества всех сторон, участвующих в процессе воспитания.
Внутренняя система оценки качества образования.
Достиженияобучающихся
Результаты образовательной деятельности наглядно демонстрируют качество
подготовки обучающихся. Критерии оценки результатов образовательной
деятельности в дополнительном образовании являются многомерными, охватывая
личностные изменения обучающегося и уровень освоения ими дополнительной
общеразвивающей программы. Поэтому в учреждении разработана внутренняя
система оценки качества образования, которая представлена мероприятиями
текущего контроля, промежуточной иитоговой аттестации обучающихся.
Текущий контроль осуществляется педагогами дополнительного образования
на каждом занятии в форме наблюдения с целью определения фактически
достигнутых обучающимися результатов в процессе освоения отдельных тем
программы.
Мероприятия промежуточной и итоговой аттестации подводят итоги
реализации дополнительных общеразвивающих программ. Промежуточной
аттестации, целью которой является отслеживание уровня развития способностей
обучающихся и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительных
общеразвивающих программ, подлежат обучающиеся, переходящие на следующую
ступень освоения программы.
Целью проведения итоговой аттестации является выявление степени
форсированности специальных компетенций обучающихся, прошедших полный
курс обучения по дополнительной общеразвивающей программе. Многообразие
направленностей программ обуславливается и многообразием форм проведения
промежуточной и итоговой аттестации: выставка, творческий отчет, тестирование,
презентация творческих работ, экскурсия по персональной выставки, защита
проектов и т.д.
2022
Направленности
Туристскокраеведческая
Художественная

2023

Высокий
уровень, %

Средний
уровень, %

Низкий
уровень, %

Высокий
уровень, %

Средний
уровень, %

Низкий
уровень, %

52

47

1

51,3

47,3

1,4

39,3

60,4

0,3

39

60,6

0,4

Естественнонаучная
Социальногуманитарная
Техническая
Физкультурноспортивная
ИТОГО

65
42,1

32,6
56,3

2,4
1,6

65,2
42

33
56,3

1,8
1,7

33
0

67
0

0
0

34,1
0

65,9
0

0
0

46,3

52,7

1

46,4

52,6

1

Проанализировав качество образовательного процесса за 2 года, можно
сделать вывод, что в объединениях ЦДО видна положительная динамика развития
обучающихся в образовательном процессе. Педагогическая диагностика
результативности освоения образовательных программ заносится в общий свод
данных, после чего педагоги вносят изменения в свои программы, не забывая
учитывать возможности каждого ребѐнка.
В 2023 году обучающиеся МБОУ ДО «Центр дополнительного образования»
участвовали в различных конкурсах, где добились высоких положительных
результатов:
Уровень
Международный
Всероссийский
Региональный

Количество призѐров
11
28
40

127
Муниципальный
36
На уровне учреждения
Вывод: в учреждении разработана и успешно действует система мониторинга
результативности качества образования; обучающиеся показывают стабильно
высокие итоги промежуточной и итоговой аттестации, принимают активное участие
в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях и демонстрируют
достаточно высокие личные результаты и уровень представленных работ.
3.
Оценка кадрового обеспечения образовательного процесса
Анализ результатов мониторинга кадрового потенциала показал, что в 2023
году численность основных работников Центра и внешних совместителей составила
50 человек. Основных работников 32 человека, из них 24 женщины, совместителей
– 18 человек, из них 15 женщин.
Руководящих работников 2: директор, заместитель директора по учебновоспитательной работе. Педагогических работников 42 человека. Из них 25
основных работника и 17 внешних совместителей. По должности «Педагог
дополнительного
образования» - 38 сотрудников. Из них 19 основных и 17 внешних совместителей и 2
внутренне совместительство. В Центре работают 1 педагог-организатор, 3
методиста. Работников обслуживающего персонала 7. Из них 6 основных работника
и 1 внешний совместитель. Внутреннее совместительство имеют 6 работников.
Таким образом, общая численность педагогических работников 42 человека.
Педагогических работников - 38, осуществляющих реализацию дополнительных

общеразвивающих программ.
Количественная характеристика работников и внешних совместителей
Всего

51

Из них женщин
38

Основных работников

32

24

Совместителей

19

15

Количественная характеристика работников и внешних совместителей по категориям
Наименование категории
работников

Численность работников
Всего
Основные

Руководящие работники
Педагоги дополнительного
образования

2
38

2
19

Педагоги-организаторы
Методисты
Обслуживающий персонал

1
6
15

1

Внешние
Внутреннее
совместители совмещение
17

7
1
Итого:
32
18
Уровень образования педагогических работников

Высшее образование
Высшее педагогическое
Среднее профессиональное

29
26
13

Среднее профессиональное
педагогическое

13

2

3
6
11

Уровень квалификации педагогических работников
Высшая категория
4
Первая категория
30
Соответствие
2
Без категории
6
Возрастная характеристика педагогических работников
от 18 до 25 лет

0

от 25 до 35лет

11

от 35 до 45 лет

14

от 45 до 55 лет

9

от 55 и выше

8

Численность педагогических работников, имеющих высшее педагогическое
образование 29 человека 69,1%). Специалистов со средним профессиональным
образованием – 13 человек (30,9%). Четыре педагогических работника (9,5%) имеют
высшую квалификационную категорию, 30 человек (71,4%) - первую, соответствие
занимаемой должности имеют 2 человека (4,8%).

Анализ возрастного состава педагогического коллектива показал, что в Центре
73,9% от общей численности педагогических работников составляют опытные

профессиональные педагоги от 35 лет и старше. Много молодых перспективных
педагогов. С целью омоложения коллектива, администрацией Центра проводится
работа по привлечению и сохранению в коллективе молодежи.
В 2023 календарном году подтвердили свою категорию 2 педагога туристскокраеведческой направленности и педагого-организатор, и получили впервые первую
категорию 3 педагога: художественной, технической и социально-гуманитарной
направленностей.
Вывод: Учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами в
соответствии со штатным расписанием. Основную часть педагогического
коллектива составляют опытные педагоги, с достаточным стажем работы,
обладающие профессиональным мастерством. Коллектив учреждения имеет
значительный творческий потенциал и возможности для профессионального роста.
4. Состояние инфраструктуры учреждения
4.1 Материально-техническая база
МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» размещается в двухэтажном
кирпичном строении общей площадью 734,9 кв.м, расположенное по адресу село
Мухоршибирь, ул. Доржиева, д.28. Для организации образовательного процесса
оборудованы в соответствии с направлениями деятельности 6 учебных помещений,
актовый зал.
№ Наименование
Количество
1 Общая площадь всех помещений
734,9 кв.м
2 Количество учебных кабинетов
6
3 Общая площадь учебных кабинетов
224 м
4 Количество актовых залов
1
5 Количество ПК
14
6 Количество переносных ПК
4
7 Наличие подключения к сети интернет
Да
8 Наличие электронной почты
mou.sdod@mail.ru
9 Наличие сайта учреждения
https://dotsd.buryatschool.ru
10 Мультимедийное оборудование, из них:
□ проектор;
□ экран

2
2

Территория учреждения благоустроена, озеленена, основное здание, имеет
частичное ограждение.
Санитарно-техническое
состояние
здания
удовлетворительное.
Температурный, тепловой, воздушный режим помещения поддерживается на
оптимальном уровне. Замеры факторов окружающей среды (освещение,
микроклимат, мебель) соответствуют санитарным нормам. Питьевой режим
организован в соответствии с санитарными требованиями.
Выводы: В МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» созданы
необходимые материально-технические условия для деятельности образовательного

учреждения, уровень сохранности материально-технической базы высок.
4.2. Информационная образовательная среда
В рамках развития информационной образовательной среды учреждения
решаются следующие задачи:
 создание условий для самостоятельной и оперативной работы с
информацией, представленной в различном виде, всех участников образовательного
процесса;
 создание и развитие фонда медиаресурсов;
 развитие информационной культуры и повышение информационной
компетенции всех участников образовательного процесса;
 обновление материально-технической базы учреждения.
В 2023 году было продолжилась работа по информированию детей и
родителей (законных представителей) о мероприятиях, мерах профилактики
детского дорожно-транспортного травматизма, источниках опасности для детей,
повышению бдительности детей и поведении при возникновении нештатных
ситуаций. На информационных стендах учреждения размещена следующая
информация:
 Памятка родителям «Что могу сделать я?» по повышению безопасности
дорожного движения и по необходимости изучения с ребенком дорожных знаков.
 Информация о месте нахождения образовательной организации.
 Информация о режиме и графике работы.
 Информация о контактных телефонах и об адресах электронной почты.
 Лицензия на осуществление образовательной деятельности.
 Локальные нормативные акты.
 Учебный план Центра.
 Информация о руководителе и заместителях руководителя ЦДО.
 Информация о педагогических работниках.
 Информация «Внимание! Дети на дороге!» накануне осенних каникул.
 Памятка воспитания грамотного пешехода, с учетом возрастных особенностей
детей, не всегда способных оценить обстановку на дороге и распознать опасность.
 Памятка о запрете курения в общественных местах.
 Памятка по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
 Информирование о работе детского телефона доверия с единым общероссийским
номером 8-800-2000-122.
5. Общие выводы
Выстроенная стратегия деятельности МБОУ ДО «Центр дополнительного
образования» позволила добиться определенных управленческих и образовательных
результатов, среди которых:
 Наличие необходимых правоустанавливающих и нормативныхдокументов;
 сохранность контингента обучающихся - 100%
 реализация
дополнительных общеразвивающих программ вполном

6.

объеме;
 содержание программ соответствуют целям и задачам
основной
образовательной программе учреждения;
 стабильность
состава педагогического коллектива и квалификация
педагогов обеспечивает условия для реализации образовательного процесса;
 обеспечение безопасного пребывания обучающихся в учреждении;
 обеспечение деятельности учреждения в открытом и доступном для
ознакомления режиме;
Предложения по совершенствованию образовательной деятельности и
обновлению инфраструктуры учреждения
Наряду с достигнутыми позитивными результатами в развитии учреждения
остается ряд задач, требующих решения:

привлечение в творческие объединения детей старшего школьного возраста и
взрослое население;

повышение родительской инициативности и активности в организации
воспитательных мероприятий;

развитие
информационно-коммуникативной
среды
учреждения,
обеспечивающей эффективное применение информационных технологий;

развитие системы мониторинга качества образования;

продолжение работы педагогов в проектной деятельности в рамках
федерального проекта «Успех каждого ребенка»;

продолжение работы по военно-патриотическому воспитанию: на увеличение
численности детей в объединениях военно-патриотической направленности;
увеличение охвата детей мероприятиями патриотической направленности;
совершенствование работы по подготовке обучающихся старших классов к службе в
армии; повышение степени готовности к выполнению обязанностей по защите
Отечества.

МБОУДО «Центр дополнительного образования»за 2022 год
Показатели деятельности организации дополнительного образования, подлежащей самообследованию (утв.
ПриказомМинистерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. N 1324)
N п/п
1.

Показатели
Образовательная деятельность

1.1
Общая численность учащихся, в том числе:
1.1.1 Детей дошкольного возраста (3-7 лет)
1.1.2 Детей младшего школьного возраста (7-11 лет)
1.1.3 Детей среднего школьного возраста (11-15 лет)
1.1.4 Детей старшего школьного возраста (15-17 лет)
1.2
Численность учащихся, обучающихся по образовательным программам по договорам об оказании платных
образовательных услуг
1.3
Численность/удельный вес численности учащихся, занимающихся в 2 и более объединениях (кружках, секциях,
клубах), в общей численности учащихся
1.4
Численность/удельный вес численности учащихся с применением дистанционных образовательных
технологий, электронного обучения, в общей численности учащихся
1.5
Численность/удельный вес численности учащихся по образовательным программам для детей с выдающимися
способностями, в общей численности учащихся
1.6
Численность/удельный вес численности учащихся по образовательным программам, направленным на работу с
детьми с особыми потребностями в образовании, в общей численности учащихся, в том числе:
1.6.1 Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья
1.6.2 Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей
1.6.3 Дети-мигранты
1.6.4 Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию

Единица измерения
1533 человек
68 человек
644 человек
668 человек
152 человек
0 человек
21 человек/%
0,7 человек/%
2 человек/%
41,2 человек/%

1.7

Численность/удельный вес численности учащихся, занимающихся учебно-исследовательской, проектной
деятельностью, в общей численности учащихся

1.8

Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в массовых мероприятиях (конкурсы,
соревнования, фестивали, конференции), в общей численности учащихся, в том числе:
На муниципальном уровне
На региональном уровне
На межрегиональном уровне

1.8.1
1.8.2
1.8.3
1.8.4
1.8.5
1.9
1.9.1
1.9.2
1.9.3
1.9.4
1.9.5
1.10

На федеральном уровне
На международном уровне
Численность/удельный вес численности учащихся-победителей и призеров массовых мероприятий (конкурсы,
соревнования, фестивали, конференции), в общей численности учащихся, в том числе:
На муниципальном уровне
На региональном уровне

13,7 человек/%

34,2 человек/%
10 человек/%
6 человек/%
4,0 человек/%
1,3 человек/%
14 человек/%
8,29 человек/%
2,6 человек/%
0 человек/%
1,8 человек/%
0,7 человек/%

1.10.1

На межрегиональном уровне
На федеральном уровне
На международном уровне
Численность/удельный вес численности учащихся, участвующих в образовательных и социальных проектах,в
общей численности учащихся, в том числе:
Муниципального уровня

1.10.2
1.10.3
1.10.4

Регионального уровня
Межрегионального уровня
Федерального уровня

человек/%
человек/%
3,0 человек/%

1.10.5
1.11
1.11.1
1.11.2

Международного уровня
Количество массовых мероприятий, проведенных образовательной организацией, в том числе:
На муниципальном уровне
На региональном уровне

человек/%

человек/%
40 единиц
40 единиц
1единиц

1.11.3
1.11.4
1.11.5
1.12
1.13
1.14
1.15
1.16
1.17
1.17.1
1.17.2
1.18
1.18.1
1.18.2
1.19
1.20
1.21

На межрегиональном уровне
На федеральном уровне
На международном уровне
Общая численность педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование,в общей
численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование
педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное
образование, в общей численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное
образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации
присвоена квалификационная категория в общей численности педагогических работников, в том числе:
Высшая
Первая
Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических
работников, педагогический стаж работы которых составляет:
До 5 лет
Свыше 30 лет
Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических
работников в возрасте до 30 лет
Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических
работников в возрасте от 55 лет
Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников,
прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю

единиц
единиц
единиц
42 человека
69,04 человек/%
61,9 человек/%
30,96 человек/%
30,96 человек/%
42 человек
9,5человек/%
71,4 человек/%
человек/%
4,65 человек/%
9,3 человек/%
11 человек/26,1%
8 человек/19,04%
92,7 человек/%

1.22
1.23
1.23.1
1.23.2
1.24

педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей
численности педагогических и административно-хозяйственных работников,
Численность/удельный вес численности специалистов, обеспечивающих методическую деятельность
образовательной организации, в общей численности сотрудников образовательной организации
Количество публикаций, подготовленных педагогическими работниками образовательной организации:
За 3 года
За отчетный период
Наличие в организации дополнительного образования системы психолого-педагогической поддержки
одаренных детей, иных групп детей, требующих повышенного педагогического внимания

2.

Ин фраструктура

2.1
2.2

Ко личество компьютеров в расчете на одного учащегося
Ко личество помещений для осуществления образовательной деятельности, в том числе:

6 человек/11,7%

543 единиц
180 единиц
нет

0,02 единиц

2.2.1
чебный класс
У
2.2.2 Лаборатория
2.2.3
Мастерская
2.2.4
Танцевальный класс

6единиц
единиц
единиц
1единиц

2.2.5
2.2.6
2.3
2.3.1
2.3.2
2.3.3
2.4

единиц
единиц
1 единиц
1 единиц
единиц
единиц
нет

Сп ортивный зал
Бассейн
Ко личество помещений для организации досуговой деятельности учащихся, в том числе:
Ак товый зал
Ко нцертный зал
Иг ровое помещение
аличие загородных оздоровительных лагерей, баз отдыха
Н

2.5 Наличие в образовательной организации системы электронного документооборота
2.6 Наличие читального зала библиотеки, в том числе:
2.6.1 С обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных
компьютеров

да
нет
нет

2.6.2 С медиатекой
2.6.3 Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов
2.6.4 С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки

нет
нет
нет

2.6.5 С контролируемой распечаткой бумажных материалов
2.7 Численность/удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться
широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся

нет
27 человек/%


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».